Please reload

Другие статьи

Ребёнок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями

Наблюдая за реакцией детей после прослушивания того или иного произведения, К.И. Чуковский как-то заметил: «Ребёнок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями».

Что имел в виду детский писатель? Какой смысл он вкладывал в эту фразу?

Несомненно, одно из самых важных воздействий на ребёнка происходит посредством выразительного слова,- посредством мастерски проиллюстрированной детской книги, несущей эмоциональное начало и поэтому находящей отклик в душе маленького человека.

В своё время К. Ушинский не раз повторял: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему 5 словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких же слов с картинками, и он усвоит их на лету». То есть, проникновенно произнесённое слово, хорошо проиллюстрированный текст не просто способствует обогащению словарного запаса ребёнка, но и будят его фантазию, заставляют действительно играть со словами,- сочинять новые фразы, тексты.

Знакомство с произведением вызывает интерес к слову,- это стало истиной. С одной стороны пробуждается стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением, а точность как качество речи всегда связано с умением ясно мыслить. С другой стороны ребёнок учится рисовать словами, как художник красками.

 

На конкретном произведении ребёнок учится думать, рассуждать, раскрывая причинно-следственные отношения. Рассуждая, «играя со словами», объяснять и доказывать что-либо.

При активном систематическом чтении (слушании) ребёнок ярко представляет себе то, о чём ему читают, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко, отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.

Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль наставника – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

Приобщая ребёнка к художественной литературе, мы смотрим на мир его глазами. Книга сближает ребёнка и взрослого. Но и ребёнок, таким образом, входит во взрослую жизнь! «В детском уме моём произошёл совершенный переворот, и для меня открылся новый мир…», - говорил когда-то великий писатель С. Аксаков. Раскрыть, описать словами этот волшебный мир и заворожить ребёнка - задача Учителя, в совершенстве владеющего искусством слова, секретами педагогического мастерства.

Конечно, научить ребёнка «играть мыслями» - это высший пилотаж, но почему бы и нет! Всё начинается с малого!

Please reload