Please reload

Другие статьи

Можно ли научить ребёнка мыслить?

«Мыслить вовсе не трудно и не скучно, а чтобы стать хорошим мыслителем, не обязательно быть гением» (Эдвард де Боно).

 

Эдвард де Боно – оксфордский стипендиат Родса. Он часто выступает с лекциями в Оксфорде, Кембридже, Гарварде и других престижных университетах мира.

Программа, созданная Эдвардом де Боно с целью развития у детей мыслительных навыков, широко известна во всём мире. Ею пользуются во многих школах Франции, Германии, Англии.

В отличие от многих работающих в этой области доктор де Боно является уникальным мыслителем, непосредственно изучившим природу мышления и методы, позволяющие научить ребёнка мыслить. Знания доктора де Боно по психологии и медицине позволили ему проникнуть в суть так называемых биологических «самоорганизующихся» информационных систем, что является основой для понимания восприятия и творческого мышления.

Нельзя не согласиться с учёным в том, что в большинстве школ вообще не учат мыслить. В лучшем случае у ребёнка стараются выработать ограниченный набор мыслительных навыков, необходимых для отбора и анализа информации.  Критическое мышление, преобладающее сейчас в нашем обществе, осложняет возникновение столь необходимых новых идей – критиковать гораздо легче, чем творить.

Конструктивное, творческое мышление не является природным качеством ума. Желая развить свои творческие способности, необходимо научиться некоторым специфическим приёмам мышления.

Что является основой хорошего мышления? По мнению Эдвард де Боно – это хорошее  восприятие, положительные эмоции и чувства. Интеллект – это лишь потенциал, и чтобы его реализовать, необходимо развивать мыслительные способности.

Я так же, как и Эдвард де Боно, считаю, что мышление должно быть весёлым, интересным, радостным и похожим на игру. Я на собственном опыте убедилась, что детям нравится мыслить – использовать свой ум, порождать новые идеи. Но знания должны быть посильными – поставив перед малышом неразрешимую для него задачу, мы лишаем его мотивации.

Если какое-то упражнение или задание трудно или скучно для ребёнка, оставьте его и перейдите к другому: важен процесс обучения, а не отдельные задания.

                            

Каков должен быть стиль обучения?

 

Закрепляйте метод, используя множество различных тренировочных упражнений. Для объяснения используйте большое количество примеров. Не задерживайтесь слишком долго на каком-то одном задании или упражнении. Даже если работа над ним очень интересна, важно уметь вовремя перейти к следующему заданию.

Слушать и учиться – ключевые понятия мышления. Важно исследовать предмет, а не спорить о нём.

Хорошего мыслителя формирует только практика: не просто любая тренировка в мышлении, а осмысленная отработка того или иного механизма мышления. Можно дать человеку пилу и объяснить, как она работает. Но только практически работая с пилой, он сможет превратиться в хорошего плотника. Методы, описанные в книге Эдварда де Боно «Учите своего ребёнка мыслить», мы будем применять на занятиях в Центре. Но большего результата мы добьёмся, если вы, уважаемые родители, будете знать эти методы и применять их на практике. Они помогут вам не только в развитии вашего ребёнка, но и в вашей практической деятельности: будь то общение, ведение хозяйства, работа, бизнес или что-то другое.

Помимо специально организованных занятий, обучать ребёнка методам и приёмам мышления можно спонтанно, практически в любое время. Но чтобы управлять нашими действиями, мозг должен получать формальные команды, т.е. мы должны упоминать конкретный приём. Например, мы говорим малышу: «Давай поиграем в ПМИ» (один из описываемых в книге методов). Этот приём направлен на отыскание положительных (плюс) и отрицательных (минус), а также интересных моментов (интерес) в той или иной ситуации. Она может быть реальной, например, - идёт дождь - найдите плюсы, минусы и интерес. Или фантастическая: у человека выросла третья рука…

 

Очень интересна, на мой взгляд, методика «Шесть думательных шляп».

Размышляя над чем-нибудь, люди часто пытаются выполнять сразу несколько операций. Мы анализируем факты, пытаемся обосновать имеющиеся возражения, в процесс вмешиваются эмоции, мы стараемся выдвинуть новую идею – и всё это одновременно. Неудивительно, что этот путь часто заводит в тупик. Иной раз нам удалось бы справиться лишь с одной из этих задач – например, над мышлением могут доминировать эмоции, или сегодня мы можем быть склонны к негативизму.

Шесть шляп – это методика, предлагающая выполнять по одному мыслительному действию за раз. Не пытаясь сделать всё сразу, мы надеваем по одной шляпе. Всего имеется шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определённый тип мышления.

 

Существует гипотеза, что химический состав мозга меняется в зависимости от того, мыслим ли мы в данный момент творчески, позитивно или негативно. Если это так, то не следует смешивать различные типы мышления, так как в каждый момент времени мозг химически подготовлен только для какого-то одного типа мышления.

Надевая шляпу определённого цвета, человек начинает играть роль, соответствующую данной шляпе. Получается своего рода игра.

·       «Давайте в течение четырёх минут обдумаем эту проблему по методу зелёной шляпы».

·       «Какими мы располагаем фактами? Надеваем белую шляпу и думаем»

·       «Будьте реалистичны. Надеваем  чёрную шляпу».

·       «На минуту переключитесь с чёрной шляпы на жёлтую».

Допустим, вы против какой-то идеи, но вас просят надеть жёлтую шляпу, и вы сразу пытаетесь найти позитивные стороны этой идеи.

Если в ходе дискуссии кто-то просит собравшихся надеть зелёную шляпу, все сразу стараются найти альтернативные варианты решения проблемы и выдвинуть новые идеи.

Такая игра помогает вам абстрагироваться в мышлении от собственного «Я».

Мыслящий в данном случае играет роль, предписанную шляпой определённого цвета. В ходе игры он демонстрирует свои возможности и чувствует удовлетворение, если роль ему удалась.

Такая игра раскрепощает мыслящего. Даже если  какая-то идея вам нравится, надев чёрную шляпу, вы можете попытаться найти её слабые стороны. Надев зелёную шляпу, можно свободно предлагать новые идеи и т.д.

Система шести шляп не только раскрепощает мыслящего, но побуждает его мыслить шире, более творчески.

Методика одинаково эффективна при работе как с детьми, так и со взрослыми. Её можно с успехом применять в семейных дискуссиях. Сейчас методика шести шляп внедряется многими мировыми компаниями как часть корпоративной культуры.

 

(По страницам книги Эдварда де Боно «Учите своего ребёнка мыслить»).

Please reload