Please reload

Другие статьи

Интересное из педагогики Монтессори

Все знают о том, что работы Монтессори основаны на практическом опыте работы с детьми в экстремальных условиях приюта, и не случайно великая женщина призывала к поиску человеческого духа в каждом ребёнке. Мы живём в других условиях, и всё-таки в трудах итальянского педагога-гуманиста мамы маленьких чад могут черпать множество подсказок.

Монтессори оставила нам наказ «понимать, как развивается ребёнок». Очень много дельных советов можно найти по поводу того, как «практиковать концентрацию внимания» в первые недели жизни малыша.

Однако меня больше заинтересовали наблюдения и выводы учёного о жизни детей 3-6 лет.

«Дети эгоистичны в своих действиях и отношениях», поэтому «необходимо развивать внутреннюю дисциплину», - утверждала педагог-психолог. Как это сделать?

«Осознанное послушание» - 1-ый шаг в адаптации к цивилизованному поведению и к ответственной жизни в сообществе себе подобных. Детям необходимы специальные средства для развития сознательной воли к концу 3-го года жизни. Роль взрослых состоит в том, чтобы подготовить окружающую (развивающую) среду для ребёнка и дать ему свободу (самостоятельность), ответственность и подготовленного взрослого (педагога, воспитателя).

«Так как ребёнок строит своё знание об окружающем мире, работая руками, взрослый не должен вмешиваться в этот процесс», - утверждала Монтессори. Однако не надо забывать, что трёхлетний ребёнок способен удерживать внимание от 2 до 5 минут.

«Ребёнок должен научиться дисциплине в своих действиях, но и дисциплине в мыслях. Чем больше ритуалов в жизни маленького ребёнка, тем проще жизнь ребёнка и родителя – тем больше послушания заключается в формировании мозга».

Позволю себе отвлечься на тему «ритуалов». Что имела в виду Монтессори?

Возможно, получить разрешение самой немного помесить тесто, прикоснуться к нему, зарядиться его энергией. Уложить рядом с собой игрушку – это тоже маленький ритуал для сна, залог спокойствия и безопасности он ночных монстров. 
Роль ритуалов в жизни ребенка трудно переоценить, и избегать их не стоит. Они как маленький островок стабильности для малыша, когда он знает, что может «весь мир перевернуться», в течение недели произойдет многое, но традиционный обед в доме бабушки состоится. И там будут его братья и сестры, будет тот вкусный шоколадный десерт. Там ему обязательно будет хорошо. 
Неизвестность будущего пугает, даже взрослым бывает сложно справиться с тревогой из-за нее. Создание и следование ритуалам дает ребенку ощущение надежности, закономерности и помогает ему быть уверенней. Папа уходит на работу – у ребенка слезы, уговоры или требования остаться. Но стоит только дать малышу возможность активно поучаствовать в сборах (принести ремень, помочь застегнуть папе куртку, подать ему сумку) и попрощаться по установленному ими способу (поцелуй в носик, лобик, сказать «пока» и потом еще помахать ручкой в окно), как папа отпускается легко и без обид. Для ребенка эти действия становятся привычными и безопасными, то, чему они сопутствуют – тоже. Папу можно отпустить поработать, он обязательно вернется в заранее обговоренное время. 
Маленькие ритуалы часто помогают родителям справляться с детскими капризами и нехочушками. Взять тот же прошедший через все народы и культуры ритуал уважения к еде: если привлечь ребенка к процессу приготовления еды или ее подачи, с любовью и вниманием, выражая в действиях благодарность тому, что дано, то, как правило, ребенок соглашается кушать. 
Приятельницу поиски способов накормить дочь полезной едой привели к созданию своего ритуала: еда должна улыбаться. Т.е., если в детсадовские годы утром она рисовала на тарелке дочке зверушек из еды, то сейчас им обеим достаточно символа улыбки, выложенного из зелени или овощей.

Кроме того, ритуалы выступают как тонкие ниточки во взаимоотношениях с ребенком. У меня есть ракушка, привезенная отцом с моря – в детстве он предложил мне выговаривать ей свои обиды в отсутствие папы, и они отступали. Потом ракушка пропала, спустя время я забыла про свой «тайник», а недавно она вновь появилась и перешла в игрушки сына - для него это просто забавная игрушка, а не «громоотвод». Держу ее в руках и вспоминаю, какой свободой меня наделял тот маленький ритуал. Конечно, я стараюсь делить с сыном его тревоги и участвовать в его жизни, но самой мне пригодился тот навык отпускать обиды. 
Когда есть некий установленный порядок в жизни ребенка, для маленького исследователя он будет тихой гаванью: в нее всегда можно вернуться, при любых изменениях сохранится привычный уклад жизни. Не случайно в период адаптации к садику детские психологи рекомендуют свести к минимуму все остальные нововведения в жизни малыша – ему нужно чувствовать уверенность в ближайшем будущем. 

Маленькие дети особенно нуждаются в надежности, привычном ритме, и потому они так требовательны к чтению сказки на ночь, даже если знают ее уже наизусть. И следят, чтобы в точности соблюдался заведенный порядок – иначе их неустойчивый пока мир теряет маленькую, но им заметную точку опоры. Со временем ритуалы уступят место детской непосредственности, стремлению к новизне, потому как ребенок научится чувствовать опору в себе. А тот маленький опыт, что дали ему родители, позволяя через ритуалы адаптироваться к реальности, он будет вспоминать с удовольствием. 

И ещё хотелось бы обратить ваше внимание на то, что говорит великий педагог об интеллекте и языке малыша. Способность абстрактно мыслить и выражать мысли развивается не только благодаря скоординированным движениям рук и взаимодействию мозга с окружающей средой, но и через познание языка. Таким образом, умственные способности детей тесно связаны с качеством и количеством языкового воздействия. Конечно, здесь речь идёт о приобщении ребёнка к литературе, к чтению. Монтессори пишет об американских детях: «К тому времени, когда дети переходят в 1-ый класс элементарной школы для детей от 6 до 9 лет, они уже пишут длинные истории и сообщения…». Вот так! А что же наши русские дети?! К сожалению, в общеобразовательной школе только к концу 1-го класса начинают писать диктанты, состоящие из 2-3 предложений.

С 6 лет работают все человеческие тенденции: исследование, ориентировка, упорядочение, абстракция, манипуляция и более всего коммуникация! В какой-то степени Монтессори призывала делать мысли видимыми с помощью письменной речи.

Что касается математических представлений, Монтессори писала о «замене единичек на палочку, обозначающую число». Возможно, это то, к чему позже пришёл Д. Кюизенер, придумав свои волшебные палочки. «Введение геометрических и алгебраических понятий начинается с работы с конкретными материалами, которые ведут к открытию и освоению абстракций». Эта фраза иллюстрирует гениальные в своей простоте блоки Дьенеша, дающие «пищу для ума» маленькому человеку. Игры Дьенеша, Кюизенера, Никитина – это те специальные средства «для целенаправленной деятельности» и «для развития сознательной воли», о которых говорила 100 лет назад Монтессори. Они и составляют основу той развивающей среды, о которой так много говорила великий педагог.

Please reload