Please reload

Другие статьи

Диалог с учителем начальной школы

 

Каков уровень подготовки детей, поступающих в первый класс? 

- Уровень подготовки детей, приходящих в первый класс, различен. Это вызывает трудности в работе на первоначальном этапе. По своему опыту могу сказать, что лучше подготовлены дети, которые занимались с родителями или с учителями (воспитателями) до школы. Также лучше подготовлены дети, родители которых старше по возрасту (это может быть их второй ребенок или ребенок появился в сознательном возрасте).

Каких учеников Вы назвали бы успешными? 

- Успешными дети чувствуют себя только тогда, когда обучение проходит легко. А это зависит от того, достаточно ли они подготовлены к школе. В классе, где 25-30 детей, даже опытному учителю не всегда легко уследить за тем, легко ли ребенку дается обучение. Дети стесняются сказать о том, что они чего-то не поняли или не знают, когда рядом более успешный ребенок всегда готов ответить на вопрос учителя. Закрепляется чувство неполноценности, что дальше выливается в нежелание учиться вообще. Поэтому крепкая база при поступлении в школу просто необходима, если родители хотят видеть своего ребенка успешным в дальнейшей жизни.

Какими знаниями, умениями, навыками должен обладать первоклассник, чтобы получать удовольствие от учёбы? 

- Я думаю, что ребенку при поступлении в школу важно уметь читать, знать состав числа в пределах 10, ориентироваться в окружающем мире, иметь развитую речь. А самое главное – желание учиться, серьезный настрой на учебу. Все это определяет его дальнейшую успешность не только в школе, но и в жизни.

Что мешает Вам в Вашей профессиональной деятельности сделать так, чтобы качество учебного процесса повышалось, т.е. в Вашем классе было бы больше ребят, успевающих на отлично? 

- В моем классе 4 отличника. Не знаю, продержатся ли они в таком составе до 4 класса. Есть еще несколько ребят, у которых трудности только по одному предмету, они со временем (благодаря дополнительным занятиям) могут перейти в разряд отличников. Все эти ученики пришли в 1 класс бегло читающими, легко считающими в пределах 10, с развитым кругозором и правильной грамотной речью. Не могу сказать, чтобы мне что-то мешало в работе для повышения качества обучения. Конечно, хотелось бы, чтобы в классах было 15-20 человек. Но одно несомненно – эти дети изначально более развиты (и их родители тоже отличаются высоким уровнем интеллекта).

В учебном заведении, в котором Вы работаете, второклассники учатся во вторую смену. Могли бы Вы сказать, каково в процентном отношении количество детей, предоставленных самим себе в первой половине дня? 

- Детей, предоставленных самим себе (т.е. находящихся в полном одиночестве) немного - примерно 10-15%. Но беспокойство вызывают не только они. Есть дети, которые находятся в первой половине дня с мамами и папами, бабушками и дедушками, которые совершенно не занимаются их развитием. Среди современных родителей прослеживается негативное (на мой взгляд) отношение к ребенку: «главное, чтобы не чихал и не кашлял», а развивается ли он при этом, неважно.

В Центре развития Вы работаете с небольшой группой детей (8 человек) девяти - десяти лет. Есть ли прогресс в интеллектуально-творческом плане у этих детей? 

- Я стараюсь в своей работе дать детям максимум тех знаний, которые они не могут получить в школе (в основном из-за высокой наполняемости классов). Дети, занимающиеся в группе, учатся в разных классах (2, 3 класс). И происходит весьма интересный обмен опытом между ними. Ученики 2 класса, усваивая попутно материал 3 класса, начинают помогать третьеклассникам. А те, вспоминая материал 2 класса, укрепляются в своих знаниях и помогают с точки зрения ребенка разрешить затруднения второклассников. Могу сказать точно – прогресс есть. Такие занятия с детьми разного возраста очень полезны.

Вы как-то обмолвились, что работать с восемью детьми оказалось сложнее, чем с двадцатью шестью в классе. Не могли бы Вы объяснить, почему? 

- Трудность работы с детьми в Центре заключается в одном: общение с ребёнком строится в диалоговой форме. Надо каждого выслушать, объяснить, помочь – никто не остаётся без внимания. А 27 человек в классе работают все вместе молча, отвечая на поставленные учителем вопросы. Работа в классе подчинена классно-урочной системе обучения.

В городе открываются детские центры, в которых есть группы продлённого дня или группы педагогического сопровождения. Какова должна быть на ваш взгляд наполняемость групп?

- Я считаю, в группе для качественного обучения не должно быть больше 10 человек. При этом, если их 10-12, желательно, чтобы они были одного возраста (например, ученики только 2 класса).

Иногда мы смотрим на мир глазами ребёнка, и это благо. В каком случае этого не стоит делать?

- Учитель, глядя на мир глазами ребенка, не должен забывать, что он должен направить любую его мыслительную деятельность на процесс познания.

Please reload