Интеллектуально-творческое и нравственное развитие детей в Центре развития Никитиной.

Занятие В Центре развития Никитиной комплексное, интегральное, продуманное до мелочей - ЖИВОЕ! В нём живёт дух КНИГИ, ДУХ ТАИНСТВА конкретного детского произведения. Это очень важная мотивация для того, чтобы не только научиться читать самостоятельно, но и полюбить книгу.

Обучение детей в нашем Центре проходит через игровое эмоциональное погружение в детское произведение. Используя методику ТРИЗ, мы позволяем воспитанникам моделировать ситуацию - строить гипотезы - рассуждать, доказывать, убеждать, ошибаться…. При этом решаются множество задач. Это не только развитие психических процессов,- внимания, памяти, мышления, воображения. Используя деятельный подход, дети, иллюстрируют сюжет на математическом планшете, палочками Кюизенера, блоками Дьенеша. Конечно, на занятии происходит интеграция предметов,- литературы, русского языка, окружающего мира, математики - логики, конструирования, геометрии … . Наши воспитанники находятся в роли маленьких исследователей, а это, поверьте, очень интересно и живо! Все дети вовлечены в игру. Сегодня один, а завтра другой примеривают на себе роль ЛИДЕРА на практике. А это очень нравится детям! Познавая мир через детское произведение, маленький – БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК РАЗВИВАЕТСЯ не только ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, ТВОРЧЕСКИ, но и НРАВСТВЕННО!

Как найти КЛЮЧИК, помогающий раскрыть ТАЛАНТ маленького ЧЕЛОВЕКА?

ВЕРИТЬ и не терять терпения! Относиться как к равному, несмотря на разницу в возрасте, - быть ДРУГОМ! Ставить интересы РЕБЁНКА выше своих амбиций. Не искать лёгких, стандартных путей. Слушать советы своего сердца, а не идти за молвой.

Душа радуется и поёт от счастья, когда видишь радость в глазах ребёнка, особенно если эта радость связана с его личными победами... . Два года назад к нам пришла пятилетняя девочка ЮЛЯ. С первого взгляда - обычный ребёнок. Но мы-то знаем, что в каждом ребёнке сокрыта своя изюминка! В этом ребёнке сокрыта "родная изюминка". Мы, взрослые и дети, в первую очередь – носители русских традиций! Наша нация всегда отличалась своей душевностью и любовью к чтению, и эту любовь прививали с раннего детства. Что, собственно говоря, пытаемся делать и мы в нашем Центре. Сейчас шестилетняя ЮЛЯ читает 94 слова в минуту. Это ДОСТИЖЕНИЕ! Это Юлина ПОБЕДА? Самое ценное в этой ПОБЕДЕ - РЕБЁНОК ЛЮБИТ ЧИТАТЬ! На мой вопрос: "Юлечка, а когда в тебе проснулась любовь к чтению?" Девочка ответила: "С АСТЫ!" Это имя героини КНИГИ К. Кретовой "Аста Ураган". Оказывается, вот он, золотой КЛЮЧИК, который помог раскрыть один из талантов этой удивительной девочки, которая любит не только читать, но и сочинять интересные истории, «играть мыслями», отождествляя себя с юной героиней.


Цикл занятий - путешествий по страницам книги Кристины Кретовой «Аста - Ураган» для детей шестилетнего возраста 2-3 года обучения. Япония (занятие пятое).

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Никакое воздействие взрослого (среды) на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребёнка. И от того, как эта деятельность будет построена и осуществлена, зависит процесс самого развития» Л. С. Выготский

Задачи:

обучающие:

· знакомство детей с произведениями современных отечественных авторов;

· обогащение словарного запаса детей;

· знакомство детей с географическим положением Японии, с культурой страны;

· развитие навыка чтения;

· закрепление навыка восприятия слов с заглавной буквы;

· развитие орфографической зоркости;

· обучение вычислительным навыкам с помощью палочек Кюизенера;

· развития навыка логического мышления

· знакомство с циферблатом часов

Развивающие:

· Развитие речевой деятельности через восприятие, говорение, рассуждение;

· развитие воображения.

Воспитательные:

· воспитание любви к книге, к чтению;

· воспитание уважения, любви, милосердия к близким людям;

· воспитание толерантности.

Материал: таблица и кубики Зайцева; книга «Аста - Ураган»

К. Кретовой; карточки для чтения формата А -5; иллюстрации с изображением весны, палочки Кюизенера; географическая карта мира.

Ход образовательной деятельности:

1.Приветствие.

Динь – дон, мой дружок, собираемся в кружок!

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся!

Здравствуйте, мои юные друзья!

2. Рассматриваем (иллюстрации), слушаем, нюхаем, пробуем на вкус и щупаем ВЕСНУ!

Четверостишие о весне, о сирени (живая веточка сирени)

На сиреневой аллее

Есть сиреневый фонарь.

У фонарика — звоночек,

А в звонок звенит звонарь —

Самый сказочный, загадочный Сиреневый звонарь,

И цветут под звон сирени

И аллея, и фонарь.

Автор: Алферова А.


3. Диалог.

- Вспомним, в какой стране мы живём? В каком городе? - Мы живём в России, в городе Воронеж.

- Вспомните, пожалуйста, кто стал приходить к нам в гости с началом весны? - К нам в гости приходит девочка Аста, героиня книги К.К. «Аста- Ураган».

- Почему ее зовут Ураган, кто помнит? - Аста может перемещаться за несколько секунд на огромные расстояния, если кому-то нужна её помощь?

- Молодцы! Это действительно так!

- Хотите отправиться в интересное путешествие с Астой? Ну, тогда навострите свои ушки на макушке и приготовьтесь слушать!

4.1. Слушание.

- В Санкт-Петербурге был конец марта, таял снег. Гуляя во дворе, Аста разбивала лёд сапожками, пуская ручейки и торопя наступление лета. И вдруг вместе с весенним ветром оказалась совсем в другом дворике, где под ногами уже не было снега и ручейка.

4.2. Ответы на вопросы.

- Было сухо и тепло, но в воздухе тоже пахло весной. Как вы понимаете выражение? «ПАХЛО ВЕСНОЙ». Чем же пахнет ВЕСНА? Ответы детей. – Весна пахнет ароматными почками и клейкими листочками, первыми цветами…, свежим ветром,… .

- У крыльца дома на скамейке Ася увидела удивительно похожие друг на друга девочку и сгорбленную старушку. Прислушавшись к их разговору, Ася поняла, что оказалась в Японии. Как она поняла, что оказалась в Японии?

5. Работа у карты!

- Представляете, друзья, Япония – совсем небольшая страна, страна-остров. Посмотрите на карту. Каким океаном омывается остров? - …самым огромным Тихим океаном.

- Японцы очень трудолюбивые и делают множество полезных вещей, которыми с удовольствием пользуются люди во всем мире (машины, телевизоры, фотоаппараты, телефоны)

4-6. Аста подошла к девочке и спросила:

- Скажите, пожалуйста, что это за город?

-Неожиданные вопросы ты задаешь – ответила маленькая японка. – Это столица Японии (пишем кубиками Зайцева, используя кубик З.Б.) – Токио (кубики Зайцева + «З.Б.»). Девочка приветливо улыбнулась,- так они и познакомились, русская и японская девочка.

4-7. «Здравствуй! Я Фатико Наито (читаем по карточкам),- сказала маленькая японка. «А это моя бабушка Нана Наито» (карточки). Рядом сидела маленькая сгорбленная старушка с лучистыми глазами (объяснить значение словосочетания - «часто лучистые глаза, даже в пожилом возрасте говорят о доброте человека, и радостном настроении»). К сожалению, бабушка не участвовала в разговоре девочек, потому что не знала английского языка. Фатико была умной девчушкой и рассказала Асте много интересного про Японию и Токио. Например, что люди в Японии обращаются друг к другу по фамилии, а не по имени, как мы. И обязательно добавляют обращение, по которому можно судить об отношениях между людьми.

4 - 8. Например, к именам девочек и малышей прибавляют «тян» (пишем кубиками Зайцева - читаем, повторяем), а к именам уважаемых взрослых - «сан» (пишем кубиками Зайцева - читаем, повторяем).

И девочки стали называть друг друга Фатико тян и Ася тян (пишем кубиками + «З.Б.»).

- А если бы вы оказались в Японии, как бы вы обратились друг к другу? (обратитесь по-японски друг к другу, обратитесь по-японски к педагогу … )

9. В Японии есть своя национальная одежда (иллюстрация) . Об этом нам расскажет… (сообщение ребенка).

10. Ася очень обрадовалась, когда услышала от Фатико, что имя АСЯ тоже есть в Японии, и оно означает «утро». Там все имена, что-то значат: явления природы, понятие, число, - рассказывала Фатико. Например, «Нана» - это «семь». Бабушка была седьмой сестрой в семье и поэтому её так назвали. Фатико стала называть красивые имена своих друзей (дети читают японские имена на карточках).

11. Однако мы немножко отвлеклись. Мы ведь должны узнать, почему Аста оказалась в Японии. Сейчас в Японии фестиваль цветения сакуры (иллюстрация), большой праздник Ханами.

Ф.М. Отправимся в гости к бабушке, Нана-сан. Строим волшебную дорожку из ортопедических ковриков. Движение под музыку, отрабатываем повороты направо-налево.

Итак, это будет первый год, когда бабушка не увидит цветения вишни в парке, куда ходит с самого рождения, потому что она, к сожалению, сломала ногу в этом году, гипс сняли, но Нана все равно с трудом ходит.

- Как это плохо, - расстроилась Ася. – Неужели ничего нельзя придумать, Фатико – тян?

- «Бабушка гордая и садиться в инвалидную коляску отказывается, а дойти до парка не сможет»,- грустно ответила девочка.

12 - Как же можно помочь бабушке? Как вы думаете, ребята?! ТРИЗ – Как можно помочь бабушке? Ответы детей.…..

Подсказка! Папа Фатико работает на рынке? Может быть, эта информация вам поможет найти решение? - Да!!! Там наверняка есть тележки для перевозки овощей и фруктов! – просияла Ася. – Да, для перевозки рыбы есть. – Давай прикатим ее сюда и отвезем бабушку Нана в парк.

- Как вы понимаете выражение «Ася просияла»?

Девочки с восторгом побежали на рынок, там было шумно и людно, на полу на деревянных поддонах лежали огромные туши тунца, кальмары, крабы, даже рыба - меч (карточки)– казалось, здесь можно было купить всех обитателей моря. Использовать тематические карточки с названиями рыб.

13. Задача

-Если на поддонах Ася увидела 8 крабов, 6 тунцов, 2 кальмара и 4 рыбы - меч. Сколько всего морских обитателей она увидели? (выберете палочки, которые являются составом числа «10»).

-Чего больше крабов или кальмаров? На сколько? (сравниваем с помощью палочек К.)

- В жизни не видела столько рыбы, - удивилась Ася. – Еще бы! Япония расположена на островах в Тихом океане, и рыбаки привозят богатый улов, - пояснила Фатико.

Вскоре девочки нашли папу, взяли у него тележку и быстро привезли ее к дому.

14. Сколько времени девочки потратили на поиски тележки, если на рынок они отправились в 8:45, а вернулись в 9:00? Наглядность – часы с циферблатом.

15. Посадили бабушку на тележку и покатили ее по токийским улицам. Эта компания представляла собой любопытное зрелище. Седая Нана-сан гордо сидела в тележке, выпрямив спину, как капитан корабля. Ее катили «девочки-матросы»: черноволосая Фатико и белокурая Аста.

-Посмотрите на картинку. Где Ася, а где Фатико? Объясните… . С кем сравнивает своих героев автор? Почему?

Все они счастливо улыбались, переговаривались на ходу и иногда останавливались передохнуть. Машины тормозили, пропуская чудной экипаж.

16. Задача. Экипаж пропустили сначала одна грузовая машина, а потом две легковых машины. Сколько колес проехало по дороге? Вычисления с помощью палочек Кюизенера.

Они завернули за угол дома, и Ася замерла от восхищения: впереди был огромный розовый сад (иллюстрация). Такого количества розовых, бело-розовых и ярко розовых цветов девочка не видела никогда в жизни. Аста взглянула на старушку - у той стояли слезы в глазах.

- Почему на глазах бабушки появились слёзы? – На глазах бабушки появились слёзы от радости, от счастья! Мечта бабушки осуществилась. Девочки подарили ей маленькое счастье!

17. Пройдя по аллеям, они добрались до лавочки у пруда в центре парка и долго сидели там, любуясь розовым чудом, окружавшим их.

Все восхищались этой красотой, и бабушка была счастлива, что девочки привезли ее в парк.

Фатико поблагодарила находчивую путешественницу Асту, и они отправились домой. Уже около самого дома девочки так разогнались, что ветер лихо подхватил Асю, – и она оказалась в питерском дворе.

18. Рефлексия. Вам понравилась история? Что понравилось?


Домашнее задание. Подари маленькое счастье своей бабушке и расскажи о нём (совместно с мамой).

В предложении (предложение распечатано с пропусками букв): Фатико ж..вёт в ст..лице ..понии ..окио. Весною там цв..тёт сакура.

Выполнение домашнего задания. Ответы воспитанников Центра (со слов детей).

«Когда я пришла в гости к бабушке Гале и сказала ей: «Здравствуй, Галя – сан!» Бабушка очень удивилась и заулыбалась. Она спросила меня, что значит столь уважительное обращение по-японски? Я в ответ тоже заулыбалась, бабушке не надо было объяснять значение слова «сан», но я ей рассказала историю Фатико и её бабушки…. А моя мама сказала: « Ну, вот и ты подарила маленькое счастье своей бабушке….». Я сначала не поняла, о чём она говорит, но потом вспомнила фразу бабушки: «Ну, вот и моя внучка полюбила книги…. Оказывается, бабушка счастлива от того, что я читаю книги…».

«А я попросила маму купить билет в кукольный театр не только мне, но и бабушке,- как же счастлива она была!».

«Я уговорил папу отвезти бабушку в гости к её подруге, с которой они всё время разговаривают по телефону. Как же счастлива она была от этой идеи».

«Мы с мамой купили бабушке новые весенние шторки и новое весеннее покрывало. Она сказала, что вы устроили мне маленькое новоселье, а это тоже СЧАСТЬЕ!»

Другие статьи